Выяснилось, почему американский газ — самый грязный в мире
Тот факт, что существенную часть своего выступления российский лидер посвятил климатическим и экологическим вопросам, вовсе не случаен. В связи с глобальным изменением климата происходит тектонический сдвиг энергетического миропорядка, которое коснется каждого жителя Земли. Следует иметь в виду, что вся проводимая система глобального энергетического перехода нацелена на снижение разрушительной антропогенной нагрузки на природу и на обеспечение необходимых условий для жизни будущих поколений.
Страны Евросоюза, которые отказываются от угольных и атомных электростанций, испытывают острую нужду в пуске «Северного потока-2»: подземные хранилища газа полупустые, а газовое месторождение «Гронингем» в Северном море, питающее Европу, в 2022 году иссякнет. В сложившейся ситуации только российский газ способен решить для Европы проблему энергетического дефицита. Однако глава минэнерго США Дженнифер Грэнхольм, увидев, что газопровод «Северный поток-2» в этом году будет достроен, заявила, что российский газ, который пойдет по этой трубе, является «самым грязным в мире». Высокопоставленная леди от энергетики лжет, и ее ложь легко опровергается расчетами.
Российский газ на пути от месторождения до европейского потребителя очищается от механических примесей, серы, влаги и доводится до нормативных показателей качества. Американцы усиленно продвигают в Европу свой сланцевый газ, добыча которого несет в себе ряд проблем экологического характера. Природный газ трудно найти, зато легко разрабатывать. Сланцевый газ (СГ) легко найти, потому что сланцы залегают повсеместно, но трудно разрабатывать.
Добыча сланцевого газа невозможна без операции гидравлического разрыва, увеличивающего продуктивность сланцевого плаcта за счет образования новых трещин. При осуществлении одной подобной операции в скважину под большим давлением закачивается в среднем 15 тыс. т воды или углеводородной жидкости, 1,5 тыс. т песка и десятки токсичных химических реагентов. Зрелые сланцевые месторождения имеют высокий уровень гамма-излучения. После завершения операции разрыва грунтовые воды в радиусе нескольких километров загрязняются, а закачанные в скважину тысячи тонн жидкости, содержащей большой набор веществ токсичного, мутагенного и радиационного действия, выходят на поверхность. Попадание этих веществ на почву и водоемы неизбежно приводит к гибели и деградации природных экосистем. На стадии добычи СГ в атмосферу выбрасывается более 4% метана от объема добычи.
На этом приключения американского СГ не кончаются. Этот газ доставляется в Европу через Атлантический океан в сжиженном состоянии. На сжижение сланцевого газа (СГ) расходуется до 5% его собственной теплотворной способности. Велики испарение и эмиссия метана на отправном и приемном СПГ-терминалах, а также во время морского перехода танкера-газовоза туда и обратно. А метан, как известно, сильнейший парниковый газ, радиационный эффект которого в 28 раз превышает парниковое действие СО2. В общей сложности на длинном пути от добывающей скважины до европейского потребителя теряется до 25% энергии извлеченного из недр СГ. Таким образом, из каждых четырех тонн добытого американцами газа до конечного потребителя доходят три тонны, а одна тонна уходит в атмосферу на усиление парникового эффекта.
Выходит, что самым грязным и к тому же самым дорогим в мире является беззастенчиво навязываемый странам ЕС сланцевый газ США, доставляемый с побережья Мексиканского залива. Использование американского газа в Европе несет в себе углеродный след, сравнимый с использованием польского угля. Один только терминал по сжижению и погрузке на танкер-газовоз сланцевого газа выбрасывает в атмосферу не меньше парниковых газов, чем выбрасывают две угольные ТЭС. Знают ли об этом экологи Польши, которая вроде бы заботится о борьбе с глобальным потеплением, но при этом строит терминалы по приему самого грязного в мире американского сланцевого газа?
Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало доклад «Net Zero by 2050», который является дорожной картой на пути движения современной цивилизации к нулевому балансу выбросов в 2050 году. Предполагается, что цель низкоуглеродного развития примерно на 80% будет достигаться за счет снижения выбросов в атмосферу от сжигания ископаемого топлива и на 20% за счет дополнительного поглощения СО2 лесами.
Первая рекомендация в докладе МЭА посвящена платежам за выбросы, которые уже ввели многие страны Евросоюза. Для выравнивания конкуренции МЭА рекомендует ведение к 2025 году в странах БРИКС (кроме Индии) углеродного налога за тонну выбросов СО2 в размере $25 с последующим увеличением к 2050 году до $200. Эти неподъемные для экономики стран-членов БРИКС цифры являются предметом предстоящего торга. Кроме того, многие страны введут трансграничное углеродное регулирование — будут брать плату за ввоз продукции, при производстве которой на местах не бралась плата за выбросы. Российский бизнес должен отнестись к этому как к неизбежности, в противном случае наша страна будет торговать с профицитом только с государствами Африки.
Проект Федерального закона «О снижении выбросов парниковых газов» принят Госдумой РФ в третьем чтении в первый день июня. Он вводит терминологический аппарат, организует систему отчетности о выбросах, однако не предусматривает взимания платежей за выбросы и не обеспечивает стимулы для реализации климатических проектов. Пока у России слабая национальная цель по выбросам, так как к 2030 году намечается не снижение, а рост выбросов парниковых газов.
Второй рекомендацией МЭА является исключение инвестиций в разработку новых месторождений ископаемого топлива. Страны «Большой семерки» уже договорились не финансировать добычу угля за рубежом. Государства ЕС постепенно закрывают угольные шахты, замещая уголь возобновляемой энергетикой. В апреле 2020-го Швеция и Австрия закрыли последние угольные шахты.
В то же время в Правительство РФ поступают заявки на разработку угольных месторождений на Таймыре, чтобы добывать там 10 млн т угля в год. Причем этот уголь нужен не жителям Крайнего Севера, а для «выполнения задачи по увеличению грузопотока по Северному морскому пути». Такой удивительный аргумент: абы чем загрузить морские суда и ледоколы. Как говорится, «за морем телушка — полушка, да рубль перевоз». Авторы заведомо убыточного угольного проекта просят от государства софинансирования на десятки миллиардов рублей. Думается, разумнее направить эти деньги на строительство крупной ГЭС, которая сумеет обогреть своей «зеленой энергией» будущую инфраструктуру Севморпути.
Третья рекомендация МЭА предписывает увеличение к 2030 году объемов улавливания атмосферного углерода, что в практическом плане представляется неосуществимым. Все известные технологии утилизации атмосферного СО2 требуют использования большого количества энергии. Не случайно Фонд Илона Маска объявил конкурс по созданию демонстрационной установки по удалению из атмосферы 1 тыс. т СО2 в год. Победитель конкурса должен указать низкозатратную технологию и способ по удалению из атмосферного воздуха миллиардов тонн СО2. Призовой фонд конкурса крупнейший в истории — 100 млн долларов.
На протяжении последних 150 лет человечество усиленно сжигало ископаемое топливо и выбрасывало в атмосферу углекислый газ ради получения в общей сложности 8,3·1015 кВт/ч энергии. Сегодня, чтобы приостановить глобальное потепление, перед человечеством стоит обратная задача: как с помощью использования той же энергии удалить из атмосферы, Мирового океана и почвы накопленные 2 трлн т антропогенного диоксида углерода.
Но все технологии «захвата» СО2 из атмосферы, его хранения и переработки основаны на использовании большого количества энергии, которым современное человечество не располагает. Поэтому не следует надеяться на возможность искусственного снижения концентрации СО2 в атмосфере. Могу смело предсказать: все проекты по удалению из атмосферы антропогенного углекислого газа так и останутся на бумаге, а учрежденный призовой фонд не покинет «кошелек» Илона Маска.
Источник: mk.ru