Сечин предупредил об угрозе дефицита нефти и газа

Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин в ходе выступления с докладом «Мировая энергетика на распутье» на Петербургском международном экономическом форуме высказал свое мнение о ситуации в мировой экономике в период пандемии коронавируса. Он сообщил о новых проблемах энергетической отрасли, возникших на фоне распространения вируса и усугубивших ситуацию в совокупности со старыми нерешенными трудностями.

По словам Сечина, по мере расширения масштабов вакцинирования и снижения воздействия пандемии на мировую экономику спрос на нефть будет восстанавливаться, и производителям следует быть к этому готовыми. Однако и стабильность поставок находится под угрозой из-за недостатка инвестиций, добавил он.

Глава компании пояснил, что это происходит как из-за призывов к отказу от развития нефтегазового сектора, так и из-за стремления мейджоров увеличивать доходы акционеров на основе роста дивидендов и выкупа акций. В итоге прирост запасов углеводородов в последние годы находится на исторических минимумах и дефицит ресурсов замечен уже сейчас. Данный тренд может стать «новой нормой» и привести к истощению ресурсной базы, предупредил Сечин.

«Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа»,- добавил он.

Глава компании подчеркнул, что такой сценарий уже реализовался в металлургической отрасли. Так, крупнейшие производители недооценили спрос, и последовавшее снижение объемов инвестиций спровоцировало дефицит и двукратный рост цен на железную руду.

Сечин обратил внимание на расчеты банка Citi, согласно которым вклад нефтегазовых компаний в мировой ВВП в настоящее время впервые превысил их долю в общей капитализации. Иными словами, нефтегазовая отрасль создает для мира больше ценности, чем получает инвестиций, а мир, потребляя нефть, не готов в нее инвестировать, заключил он. И это притом что энергетика в числе первых ощутила на себе кризис и приняла на себя двойной удар — от снижения как спроса, так и цен, отметил Сечин.

Он рассказал, что суммарный убыток 20 крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира за прошлый год составил $33 млрд (в 2019 году прибыль составляла $242 млрд). И теперь та же Саудовская Аравия вынуждена расходовать золотовалютные резервы для поддержки Saudi Aramco, которая параллельно вынуждена привлекать инвестиции посредством продажи долей в добывающих активах. Потери ведущих американских сланцевых компаний тоже существенны, указал Сечин.

Глава «Роснефти» отметил, что ряд крупнейших европейских компаний ставит цели по переходу из нефтегазовых в диверсифицированные за счет снижения добычи углеводородов. Сокращение же добычи при одновременной невозможности поставить на рынок достаточные объемы альтернативной энергии может привести к новой волне слияний. Сечин считает, что укрупнение мейджоров позволило бы нарастить инвестиции, укрепить их конкурентные позиции и повысить инвестиционную привлекательность.

В своем докладе Сечин также сообщил, что мир стоит перед стратегической проблемой межтопливной конкуренции. По его словам, так называемая «зеленая» энергетика уже сейчас является заметной силой, и локомотивом развития становится Азиатско-тихоокеанский регион, в котором прирост мощностей возобновляемой энергетики уже превысил показатели Европы и США. Аналитики считают, что данная тенденция сохранится в следующее десятилетие. При этом рост происходит сбалансированно и параллельно с развитием традиционной энергетики, что позволяет удовлетворять растущий спрос.

«Важно, чтобы продолжающееся стимулирование «зеленой» энергетики не подменяло ее реальную экономическую эффективность»,- считает глава компании.

Он привел пример: в ЕС за 10 лет субсидии ветровой и солнечной генерации выросли пятикратно, а объемы производства — только в 3,6 раза. И несмотря на инвестиции, возобновляемая энергетика так и не стала значимым резервом мирового экономического развития. Проблемой стало отсутствие технологий для реализации энергетической трансформации и перехода к низкоуглеродной экономике. По оценкам МЭА, даже к 2070 году 30% технологий все еще будут требовать доработки для ввода в коммерческое использование, а в 2030-2040-х годах будут требоваться до $4 трлн инвестиций ежегодно (4% мирового ВВП). Также новые технологии потребуют многократного наращивания производства металлов: потребность в литии вырастет более чем в 40 раз, спрос на кобальт и никель – в 20 раз к 2040 году. Запасы же ограничены, а разведка новых месторождений и добыча осложнены целым рядом факторов. И, наконец, повышение спроса неминуемо приведет к взрывному росту цен на эти металлы, указывает Сечин.

Результатом станет то, что низкая экономическая эффективность низкоуглеродных решений ляжет бременем на потребителя через рост тарифов. Сечин напомнил, что зачастую «зеленые» тарифы необоснованно завышены именно по этой причине. И слишком быстрый энергетический переход, к которому призывают отдельные экологи и политики, требует внедрения технологий нереалистично высокими темпами, а также сталкивается с проблемой обеспечения стабильности генерации. Сечин рассказал о февральской ситуации в Техасе: неустойчивость альтернативной энергетики стала очевидна на фоне вышедших из строя лопастей ветряков, занесенных снегом солнечных панелей и резкого роста цен на газ.

«Этот пример вновь подтвердил тезис … о необходимости сбалансированного развития энергетики,- сказал глава «Роснефти», добавив, что, по некоторым оценкам, из-за госполитики по продвижению альтернативных источников энергии американские потребители уже переплатили за электричество $125 млрд.

Сдвиг в американской энергополитике в пользу возобновляемых ресурсов вызвал критику в Конгрессе и подозрения, что Администрация злоупотребляет своими полномочиями, пытаясь «помешать энергетическим компаниям получить доступ к финансовым ресурсам». Создаются новые инструменты, которые позволяют манипулировать стоимостью акций, и «открытым является вопрос, чьими интересами руководствуются такие инвесторы?»

«Нет ли у них скрытой цели заработать на волатильности рынка акций, создавая отрицательный информационный фон?» — задался вопросом Сечин.

Он продолжил: следствием такого давления является выход мейджоров из ряда проектов, и суммарная продажа активов за последние три года превысила $70 млрд. Публичный статус крупнейших игроков поставил их в невыгодное положение, что играет в пользу незарегулированных игроков рынка и национальных компаний, которые смогут занять нишу, считает Сечин.

«Компании с государственным участием, а также непубличные компании, меньше зависят от волатильных настроений», — заключил глава «Роснефти».

Источник: mk.ru

Добавить комментарий

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Поиск по архиву

Поиск по дате
Поиск по рубрикам
Поиск с Google

.
© «Acapital-News» Новости 24/7, 2021 - «Acapital-News» Новости 24/7

Комаров Артём Андреевич - новости "А-Капитал"