Четырехдневная рабочая неделя выглядит как призрак коммунизма по-российски
Между тем, предложение это озвучивалось уже не раз, и не на каких-то дискуссионных площадках от политиков, а из уст Дмитрия Медведева – сильного мира сего, бывшего премьер-министра и президента России.
Впервые об этом он заявил летом 2019 года – еще будучи главой правительства. Что неплохо бы вынести на суд общественности. Справедливости ради нужно отметить, что осенью того же года Минтруд подготовил доклад в Кабмин, где нашел предложение «интересным», заслуживающим внимания и что оно способствует улучшению здоровья населения и развитию семейных ценностей.
С тех пор Дмитрий Анатольевич периодически возвращается к этой теме – в октябре 2020 года на форуме «Открытые инновации». И в феврале нынешнего года, когда пришел к выводу, что пандемия коронавируса оживила идею введения четырехдневки.
Согласно данным опросов, 50% россиян поддерживают это предложение. При условии, что работать они будут меньше, а получать столько же. Это вполне ожидаемо. Кто откажется от такого щадящего режима? По большому счету, это возвращение в далекие советские времена, когда нам рассказывали, как все мы будем жить при коммунизме и как к нему плавно переходить. Сначала с шестидневной рабочей недели (в 60-е годы прошлого столетия у советских граждан был один выходной – воскресенье) на пятидневную. Ну, а далее четыре дня в неделю, три…
Так до коммунизма и доживем. Работать будем по принципу от каждого по способностям (1 час в неделю), а жить – по потребностям. Сколько желаешь получать от общества, столько и бери. Главное, чтобы не наглеть, соблюдать моральный облик строителя коммунизма.
Только вот до уровня потребностей даже по невысоким коммунистическим стандартам нам сегодня, как никогда, далеко. Это советские люди, с их скромными запросами, готовы были променять антрекот с гречкой на чудодейственную таблетку. Которую положишь на язык – и будешь сыт целый день. Или весь жилищный быт – в отдельную квартиру или дом. Куда уж больше?
У поколения next потребности на сей счет совсем другие. Чтобы жить (при той же четырехдневке), как представители шоу-бизнеса или даже олигархи. Со сверкающими «Мерседесами», яхтами, дворцами и лужайками из английского газона.
Как добраться до таких сияющих потребительских высот при нынешнем состоянии экономики? Нет ли в этих красивых призывах подмены понятий? Если четырехдневная дневная рабочая неделя с сохранением доходов, то это прогресс, шаг вперед. А если это сокращенная неделя, с которой многие из нас периодически сталкиваются, то это, наоборот, падение зарплаты, частичная или скрытая безработица. С которой нужно бороться всем миром.
За чертой бедности в стране почти 20 миллионов человек. Конечно, государство прикладывает все усилия, чтобы бороться с этим социальным пороком, ежегодно пересматривает и повышает прожиточный минимум — ПМ. На нынешний год он установлен в 11633 рубля. Чтобы хватило на все: на питание, одежду, обувь, коммуналку, походы в кино и театр. А чтобы работодатели не своевольничали и не зажимали зарплату своим работникам, установлен МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Он составляет 12792 рубля.
Если из МРОТ вычесть ПМ, то остается тысяча рублей – как раз для поездок на работу и обратно. При ценах на общественный транспорт этой суммы вряд ли хватит, даже если мы вот прямо сейчас перейдем на четырехдневку.
Замкнутый круг? Как меньше работать и при этом создавать общество изобилия? В некоторых европейских странах такие шаги уже успешно предпринимаются. Но чтобы нам достичь их технологического уровня, производительность труда нам нужно поднять в 4 раза. То есть, пахать и пахать, а не мечтать о трех выходных в неделю, чтобы лишний денек провести в кругу семьи или с удочкой встретить утреннюю зорьку..
Источник: mk.ru