Санкции США в отношении российского рублевого госдолга вступили в силу
Запрет не затрагивает вторичный рынок, что в теории позволяет нерезидентам перекупать ОФЗ у посредников. На практике же никто эти заниматься не будет: для иностранных инвесторов игра не стоит свеч, и они наверняка будут продолжать терять интерес к российскому госдолгу как таковому, считает аналитик «УНИВЕР Капитал» Сергей Дроздов. Сейчас доля нерезидентов на рынке составляет почти 20%, из 13,7 трлн рублей общего номинального объема ОФЗ они владеют бумагами на 3 трлн рублей. Основными покупателями гособлигаций являются отечественные банки, которым на это выделяет деньги ЦБ. Особой пользы от такого круговорота денег «из кармана в карман» нет. Для нормального функционирования экономики нужны внешние инвестиции, рассуждает Дроздов.
Между тем, российские финансовые власти подготовили ряд контрмер, призванных нейтрализовать нынешний запрет со стороны Вашингтона. Так, в начале июня министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство полностью отказалось от инвестиций средств Фонда национального благосостояния в долларовые активы. Ранее доля доллара в ФНБ составляла 35%. Как уточнили в Минфине, американской валюты в ФНБ нет с 20 мая.
«Стратегически это абсолютно не выверенный, рискованный шаг, — говорит доктор экономических наук Игорь Николаев. — Мы отвернулись от основной резервной мировой валюты, при этом увеличив в структуре ФНБ долю юаня — с 15% до 30%. Но курс юаня нельзя назвать рыночным, поскольку власти в Пекине держат его под своим контролем и могут в любой момент обрушить. На дешевом юане строится вся внешнеэкономическая политика Китая. По-моему, с нашей стороны это какой-то самострел, а не контрсанкции».
Кроме того, напоминает собеседник «МК», с 35% до 45% выросла доля евро. Возникает вопрос: а если завтра ЕС введет какие-то новые санкции в отношении России, мы и на европейской валюте крест поставим? И весь ФНБ заполоним дружественным юанем? В конце-концов, финансовая политика должна быть просчитана на годы вперед, ведь речь идет о судьбе стратегических резервов страны.
В краткосрочной перспективе санкции США не сильно ударят по экономике: решение давно готовилось и уже отыграно как долговым, так и валютным рынком. Однако за ним с высокой долей вероятности могут последовать другие шаги, прежде всего, запрет на участие в операциях на вторичном рынке ОФЗ. В любом случае, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, подобные ограничения по инвестированию в российский госдолг имеют негативный эффект, особенно на длинной дистанции. Для пополнения бюджета государству нужны деньги, и один из способов их получить — взять в долг, выпустив в обращение ОФЗ. Конечно, нерезидентов могут заменить отечественные банки, но это чревато резким ухудшением общего инвестиционного фона: и Минфин, и экономика в целом все острее будут испытывать нехватку средств. В какой-то степени вырастут курсы доллара и евро, и как следствие — потребительские цены, полагает Деев.
Властям придется сокращать расходы на социальные статьи, зарплаты бюджетникам, трансферты в Пенсионный фонд. В итоге, по оценкам экспертов, недостающие федеральной казне средства нужно будет занимать внутри страны. Изыскивая на эту цель десятки, а то и сотни миллиардов рублей, государство фактически обескровливают отечественный рынок прямых инвестиций, поскольку у банков не остается ни ресурсов, ни желания вкладываться в развитие экономики.
Источник: mk.ru